Казанская молодежь спутала патриотизм с национализмом
3 марта 2008 года

В конце января "ВК" уже писала о конфликте между посетителями "Арт Салона", пришедшими послушать выступление рок-групп, и "неустановленными лицами", напавшими на них ("За неимением виноватых пострадали непричастные"). По неофициальной версии, вечером 19 января возле клуба произошла групповая драка: представителей так называемой неформальной молодежи избили скинхеды. А по официальной - это был конфликт между парой-тройкой подвыпивших парней, который рассосался сам собой.

И вот через месяц на том же месте снова конфликт. По слухам, на этот раз стенка на стенку дрались несколько десятков человек с каждой стороны, в ход шли заточки, "розочки", газовые пистолеты, есть серьезно пострадавшие с обеих сторон. Но, как и в первый раз, победила милиция, которую вызвали охранники: кого-то из нарушителей задержали, кто-то успел скрыться. И еще говорят, что скинхеды специально приурочили свою акцию к Дню защитника Отечества. Поскольку считают неформалов не патриотами, а порождением западной культуры и презрительно называют "антифа" - антифашисты.

В пресс-службе Вахитовского РУВД, однако, корреспондента "ВК" заверили, что слухи о массовой драке снова сильно преувеличены. Просто молодежь от 20 до 25 лет снова перепилась и нахулиганила - разбила стекло в "Арт Салоне". Ни заточек и тем более пистолетов с места происшествия изъято не было, никто из участников событий не пострадал, заявлений ни от кого не поступало, а двое подозреваемых, которых патрульные задержали возле клуба, после опроса были сразу же отпущены. Никаких сведений о том, что конфликт в молодежном клубе произошел на почве экстремизма или социальной вражды, у милиции пока нет, и ни о каких "фа" и "антифа" никто и слыхом не слыхивал.

По данным сайта Википедия (свободная энциклопедия), термин "антифашистское движение" впервые появился в Италии, где использовался для обозначения противников Муссолини. В настоящее время термин "антифа" описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями: расизм, нацизм (неонацизм), антисемитизм, иногда капитализм. Современные антифашисты в России представлены как неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и общественными молодежными организациями, разделяющими антифашистские идеи. Критики из лагеря оппонентов называют "антифа" "антирусскими фашистами" за то, что, по их мнению, те враждебно относятся к этническим русским и якобы раздувают миф о русском фашизме для получения западных грантов на борьбу с ним.

Наци-скинхеды, по информации той же Википедии, появились в конце 1982 года в Великобритании как совместный проект лидера культовой расистской рок-группы Skrewdriver Яна Стюарта Дональдсона и Британского национального фронта. Тогда была впервые заимствована символика кельтского креста и сформирован образ арийского скинхеда-крестоносца, борца против инородцев и левой радикальной молодежи. Этот образ стал очень популярен среди праворадикалов, и вскоре схожие течения появились в материковой Европе, США и Австралии. На рубеже 1990-х годов идеология бритоголовых проникла в Восточную Европу, а в 1994 году - в Россию. Правозащитники и активисты "антифа" утверждают: "пока власть ведет борьбу с мифическими экстремистами из оппозиционных организаций, реальные экстремисты увечат и убивают людей, оставаясь при этом безнаказанными".

Конечно, информация из Интернета не всегда достоверна. Но что делать, если в Казани вовсю ходят слухи об "акциях" наци-скинхедов, а официальные источники с такой же убежденностью, как та знаменитая участница телемоста, которая заявила, что в СССР секса нет, уверяют, что в Казани нет фашиствующей молодежи?

- Так есть у нас организация наци-скинхедов или нет? - интересуюсь я в секретном отделе при КМ МВД по РТ, специально созданном для профилактики социального и религиозного экстремизма в молодежной среде. С помощью этого отдела была в свое время раскрыта глубоко зашифрованная подпольная организация РНЕ, о которой никто даже и не слышал. Правда, секретный специалист тоже шифруется и просит не называть его данных.

- Четко структурированной организации скинхедов в Казани нет, - успокоил он меня. - Есть отдельные личности, которые, набравшись в Интернете разной информации, побрились наголо и нацепили на себя фашистскую атрибутику. Они не так страшны, как кажется. Я вот некоторых спрашиваю, почему себя скинами называете, а они говорят, дескать, мы - патриоты и против всякой западной мишуры. Они просто путают патриотизм и национализм. А мы им стараемся объяснить, в чем разница. И вообще, они говорят, что не скины начали бить "антифа", а, наоборот, "антифа" первыми начали. У них ведь тоже нет никакой идеологии. Называют себя антифашистами, а настоящей борьбы нет. Кроме такого же насилия против других социальных групп.

- Значит, те, у кого дома хранятся листовки, о которых никто, кроме вашего отдела, не знает, опасны для общества и таких нужно сажать за решетку, а "отдельные личности", которые рисуют свастики на стенах домов, - просто немного перебрали спиртного и таких можно просто пожурить и оштрафовать? - уточняю я. - Другими словами, те, кто с идеологией, опаснее для общества, чем те, кто постоянно собирается в толпу по принципу "кто не с нами, тот против нас" и тупо лупит всех, кого считает нужным?

- Ну, во-первых, не постоянно, а всего второй раз. Правоохранительные органы республики держат ситуацию под контролем, а мы общаемся с молодежью и проводим профилактические мероприятия, - снова успокоил меня специалист. - А чтобы подтвердить, что в Татарстане наци-скинхеды существуют как экстремистская организация, нужны определенные доказательства. В настоящий момент они не вырисовываются четко.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"